Правила пребывания ребёнка в детском саду
Памятка познакомит вас с простыми, понятными и необходимыми для исполнения правилами. Они нужны для безопасности и комфорта детей в саду и упорядоченности деятельности учреждения
Первые дни — адаптация к саду
ГОТОВИМСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Как привыкнуть к детскому саду.
Человечек растет, и приходит время, когда пора собираться в детский садик. Что и как надо сделать, чтоб ребенок вместе с родителями привык к новому этапу в своей жизни?
Как должны себя вести родители, отдавая ребенка в детский сад?
Отдавая ребенка в детский сад, лучше всего заранее познакомиться с воспитателями и понять для себя – способны ли вы доверить сотрудникам детского сада своего ребенка. В первую очередь мама должна настроить себя – это самое главное, потому что адаптацию проходит не только ребенок, но и мама. Мама привыкла находиться постоянно с ребенком, а теперь у нее полностью изменяется день. С утра она приводит ребенка в детский сад и дальше, придя, домой она понимает, что «руки остались свободны», она начинает грустить, нервничать, и из-за этого часто начинает проявляться материнская ревность.
Если родители не доверяют воспитателям, то в дальнейшем может получиться, что мама будет постоянно «искать» огрехи в работе коллектива детского сада. Поэтому надо четко решить: «Этим людям мы доверяем, и здесь нашему ребенку буде хорошо». В этом случае адаптация ребенка пройдет успешно. Если вы приняли решение ходить в детский сад, посещение должно быть регулярным, кроме, конечно же, тех дней, когда ребенок болеет.
Как не должны вести себя родители, отдавая ребенка в детский сад.
Материнская ревность – проблема, с которой чаще всего сталкиваются воспитатели в детских садах в отношениях «воспитатели – родители». Проблема, которая непосредственно может сказаться на адаптационном периоде. Допустим, в случае, если ребенок быстро проходит адаптацию, данная проблема имеет выраженную форму. Например: мама приходит к тихому часу, а ребенку не хочется идти домой, и тогда мама начинает биться в истерике: «Ах, ты меня не любишь! Ты по мне не скучал!» и т.д. При этом мама может начать задавать ребенку провокационные вопросы, например, «кто тебя обижал в детском саду?»
Если вы задаете вопрос, то ребенок должен дать на него ответ. Ребенок начинает думать, что, возможно, в саду могут обижать, значит, в саду будут обижать. И ребенок, даже если его никто не обижал, может сказать, что меня обижал тот и тот, потому что эту тему мама ему задала сама.
Правильные вопросы, которые стоит задавать ребенку в адаптационный период, это «кто стал твоими друзьями?», «что вы делали?», «куда ходили?» и т.п. Подобные вопросы будут побуждать ребенка к позитивным мыслям.
Лучше всего адаптируются и привыкают дети работающих мам, потому что мама вынуждена отдать ребенка в детский сад. Неработающая мама порой придумывает себе странности, которые отражаются на адаптационном периоде ребенок, и этап привыкания проходит дольше и тяжелее.
Авторитет мамы и воспитателя.
Еще одна из наиболее частых проблем встречающихся на этапе адаптации ребенка в детском саду, это восприятие ребенком авторитета мамы и воспитателя.
Приводя ребенка в детский сад, мама должна «убирать свой голос», так как в детском саду с ребенком разговаривает воспитатель. Например, ребенок заходит в группу здоровается, его принимает воспитатель: «Здравствуй Петенька, проходи…». Но тут мама говорит: «Помой ручки, причешись, потом ты пойдешь, покушаешь, а потом порисуешь». В то же время воспитатель говорит ребенку – пойдем на занятия. Но у ребенка в голове засела мысль: «Как на занятии, если я еще не порисовал?!» Получается, что ребенок не воспринимает воспитателя, т.к. мама уже сказала, что делать и куда идти. В таком случае, ребенок никогда не привыкнет к воспитателю, он будет воспринимать только то, что сказала мама. В итоге ребенок начинает психовать, капризничать и разрываться между мамой и воспитателем. Поэтому, приходя в детский сад, мама становится «сторонним наблюдателем», передавая свое лидерство воспитателю.
Бывает, что мамы, не могут остановиться в контроле над ребенком, постоянно руководя им, а ребенку уже пора учиться самостоятельно принимать решения. И он не будет оглядываться назад – как на него посмотрела мама. Если же ребенок будет постоянно чувствовать контроль, он заработает себе кучу комплексов, которые в дальнейшем будут мешать ему во взрослой жизни.
Чтобы ваш ребенок быстрее привык к детскому саду, старайтесь прислушиваться и выполнять рекомендации, которые вам дают воспитатели. Решайте проблемы вместе, не надо додумывать что-то, лучше поговорить с воспитателем и вместе найти выход из той или иной ситуации.
Привычки у детей уходят сами по себе – рано или поздно, дети замещают прежние привычки интересным и ярким, что есть в детском саду.
Что необходимо знать воспитателю детского сада о вашем ребенке.
О каждой проблеме, которая встречается в воспитании ребенка, необходимо сообщить воспитателям. Если есть какие-то отклонения в здоровье, мама не должна ничего скрывать и рассказать все тем людям, которым она оставляет ребенка на целый день, тем близким для вашего ребенка людям, которые будут находиться с вашим ребенком в какой-то степени больше, чем сама мама.
Если вы решили отлучить ребенка от груди, это не рекомендуется совмещать с адаптацией ребенка в детском саду, лучше, если это будет проходить в разное время. Или сначала отучаемся от груди, а потом идем в детский сад или мы привыкаем к детскому саду и потом уже, когда адаптация закончится, отлучаем от груди. Нельзя делать все одновременно. О том, что ребенок в это время получал грудь, а сейчас его отлучили, обязательно должен знать воспитатель. Воспитатель сам найдет метод, что бы отвлечь ребенка.
Если ребенок плохо кушает об этом тоже необходимо рассказать воспитателю.
Бывает, что дети плохо жуют, особенно это заметно в младшем возрасте, например в 1 г. 3 мес. У детей еще развит сосательный рефлекс, и, возможно, что родители не давали еще ребенку твердую пищу. Это значит, что, получив твердую пищу, ребенок начнет давиться, и у него вызывается рвотный рефлекс. Воспитатель не знает о том, что ребенок не получал твердую пищу, ребенка начинает рвать и начинается паника, как у ребенка, так и у воспитателя. Как только ребенок получает твердую пищу, и у него начинают выходить все зубы, как только десны начинают интенсивно работать, зубы начинают выходить не по одному – по два, как по природе должно быть, а все сразу.
Если у вашего ребенка есть такие привычки, как кусаться, щипаться, толкаться, вы об этом должны предупредить воспитателя. Если вы его предупредите, то этих конфликтов можно будет избежать. Опытный педагог всегда придумает, как можно отвлечь ребенка и что сделать, чтобы подобные привычки исчезли. Если подобная проблема остается у детей постарше, педагог может предложить обратиться к детскому психологу.
Самочувствие ребенка в период привыкания к детскому саду.
Как правило, приходя в детский сад и «принимая» все бактерии детского сада, у ребенка начинаются сопли. Обычно это все случается на первую – вторую неделю. Важно обратить внимание на природы сопелек. Если это обычный насморк, то можно ребенка не снимать с садика, подлечить. Если поднялась температура, то, конечно, нужно оставить ребенка дома и вызвать врача.
Стараться находиться на больничном ровно столько, сколько вам сказал врач. Надо понимать, что, затянув нахождение на больничном, вам придется заново проходить адаптивный период
Как вариант, ребенку можно заранее пропить укрепляющие средства, витамины, повышающие иммунитет вещества, но обязательно проконсультируйтесь по этому поводу с врачом.
Во время адаптации можно использовать успокоительные средства. Потому что хождение в детский сад – это обязательно стресс у ребенка, не зависимо от того, видно это по его поведению или нет. Опять же по применению тех или иных препаратов проконсультируйтесь у специалиста.
Постепенно организм ребенка научиться противостоять этим бактериям. Здесь уже многое зависит от родителей – смогут ли они помочь своему ребенку противостоять микроорганизмам или же по любому поводу будут выходить с ребенком на больничный. Очень часто случается так, что, приходя в садик, мамы говорят: «у нас на адаптацию три дня, потом я приду за ним в 18 часов». Любой воспитатель скажет: «Да, конечно, приходите». Однако на психике ребенка подобный подход может вызвать переутомление и даже сильный иммунитет не сможет справиться с подобным стрессом. Поэтому не торопитесь оставлять ребенка на целый день в детском саду, дайте привыкнуть как ему самому, так и его организму. В период адаптации, в пятидневной неделе рекомендуют, если у вас есть возможность делать в среду выходной, что бы ребенок немного отдохнул.
Поведение ребенка в период привыкания к детскому саду.
Все дети разные по своему типу и поведению. Есть дети шустрые и бойкие, а бывают тихие и спокойные. Если ребенок дома очень шустрый, а, приходя в детский сад, садится на стульчик и тихо наблюдает за всем тем, что происходит вокруг, если воспитатель его не привлекает к какому-либо виду деятельности, он может так просидеть целый день на стульчике. Это не говорит о том, что ребенка надо тормошить, не надо начинать беспокоиться. Ребенок в это время находится с воспитателем, он привыкает к ее голосу, к ее темпу речи, к ее действиям, привыкает к обстановке в группе, к игрушкам, к детям. То есть он за всем этим следит и все откладывается у него в голове, в его мыслях, и возможно, что в скором времени он проявит интерес сам, к какому-либо виду деятельности.
Ребенку постарше или, если ребенок уже разговаривает, важно заранее сказать, как зовут воспитателя, что бы он знал, как обращаться к воспитателю. Если ребенок знает, как подойти к людям, будучи коммуникабельным, он сможет заявить о своей проблеме и решить ее.
Если ребенок каждое утро капризничает и доводит бедных родителей до истерик, значит, родители сами позволяют ребенку вести себя так.
Стоит отметить, что в каждой проблеме ребенка, виноваты родители, исключая какие-то особенные физические отклонения в развитии. Все, что позволяет делать мама и папа, то ребенок и делает. К адаптации в детском саду такие педагогические казусы имеют непосредственное отношение. Как только ребенок понял, что мама сделает так, как он сказал, ребенок будет этим пользоваться. Он будет кричать, устраивать истерики настолько насколько она позволит ему это делать. Поэтому родителям в подобных ситуациях необходимо проявлять твердость, четкость и уверенность.
Однако, если ребенок продолжает кричать, необходимо разобраться, что его не устраивает. Это может быть конфликт с педагогом (например, когда ребенок не любит тот или иной продукт, а воспитатель следит за тем, что бы ребенок все съел и был сыт), возможно, капризы ребенка – ответ на какие-либо неудобства которое испытывает ребенок (например, с туалетом). Одним словом, необходимо выяснить причину капризов и решить проблемы.
Если капризы – проявление избалованности, мама должна поговорить с воспитателем. Педагог поможет найти выход с этой ситуации. Не стесняйтесь разговаривать с педагогом.
Одежда в детский сад.
Прежде всего, пожелание всех педагогов ко всем родителям – какая бы ни была одежда, дорогая, дешевая, она должна быть чистой, проглаженной и аккуратно сложена в шкафчик.
Одежды должно быть столько, сколько необходимо вашему ребенку, если он писается или недавно отучился от памперсов. Если мама знает, что ребенок может описаться, то она должна положить одежды больше. Около 5-7 комплектов, если ребенок писается, если ребенок не писается этих комплектов должно быть 3-5. Почему у ребенка, который не писается, должно быть все же несколько комплектов? Потому что ребенок, начав ходить в детский сад, испытывает массу эмоций, переживаний, он может описаться. Не стоит из-за этого переживать и бояться. Все пройдет тогда, когда ребенок привыкнет к детскому саду.
В детском саду дети учатся кушать самостоятельно, и чаще всего при этом не используются нагрудники, тем самым ребенка приучают к самостоятельности и аккуратности. Это является еще одной причиной того, что есть грязная одежда в шкафчике вашего ребенка в конце дня. Чистой одеждой вы притягиваете других детей и воспитателя к вашему ребенку.
Одежда должна быть удобной, легко снимаемой, носки и колготки после стирки должны быть расправлены. Носочки с широкой удобной резинкой. Одежду для ребенка рекомендуется подбирать «дышащей», избегать синтетики, особенно для деток, которые часто потеют и болеют. Если ребенок часто болеет, стоит под одежду надевать майку. Если же ребенок закаленный, то можно надеть одну футболку или платьице. Так же должны быть запасные маечки, футболочки, которые можно будет переодеть после прогулки, физкультуры или после сна.
Когда ребенок еще только учится одеваться, лучше использовать облегающие кофты с воротом, а не рубашки. По началу не надевайте на ребенка в садик рубашки (из-за большого количества пуговичек), а так же брючки с ремешками (лишний повод описаться, что может войти в привычку).
В зимнем комбинезоне ребенку должно быть удобно. Удобной должна быть и шапка, чтобы не надо было постоянно поправлять козырек и завязки. Прогулочная одежда обязательно соответствует размеру и быть удобной для надевания. Обувь – соответствует сезону. Хорошо, если обувь на «молнии» или на застежке-«липучке».
В детсадовском шкафу необходим мешочек для грязного белья. Можно приучить к ребенку к тому, что бы у него был свой рюкзачок, куда вы складываете утром одежду в детский сад, а вечером в этот рюкзачок складывается его грязная одежда. И тогда ребенок быстро привыкнет к тому, что вечером из шкафчика надо унести грязную одежду.
Режим дня
Время пребывания ребенка в детском саду ограничено часами работы сада: 7:00—19:00. Старайтесь приводить ребёнка в детский сад до 9:00, так как занятия начинаются в 9:15. Если опаздываете, позвоните заранее воспитателю. Предпочтительно забирать ребёнка из сада в промежутке 17:00—19:00. Если опаздывайте, позвоните воспитателю
Взрослый, который привёл ребёнка в детский сад, отвечает за его переодевание и провожает до входа в группу, передавая воспитателю. Убедитесь, что воспитатель заметил приход ребёнка, не оставляйте его без присмотра. Также убедитесь, что воспитатель увидел вас, когда забираете ребёнка из сада
Забирать ребёнка из сада могут только люди, указанные в списке доверенных лиц. Список можно заполнить в Приложении № 1 к договору между детским садом и родителями. Укажите всех, кто может приводить и забирать ребёнка, приложите копии их паспортов. Если хотите, чтобы ребёнка забирал из сада человек, не указанный в списке, необходимо предупредить администрацию по телефону и передать с доверенным лицом заполненное и подписанное вами временное разрешение
Сообщайте воспитателю о любых изменениях в распорядке дня ребёнка, если они могут сказаться на его поведении, например недосыпание, отъезд родителей, стрессовая ситуация в семье
Если ребёнок заболел или по другой причине не придёт в сад, сообщите об этом воспитателю в первый день отсутствия. Накануне выхода ребёнка в сад предупредите воспитателя об этом, чтобы на ребёнка заказали еду
Как подготовить ребенка к режиму детского сада.
Ребенка необходимо готовить к детскому саду заранее. Изменить ему режим, примерно за месяц, потихонечку, «не ломая» ребенка» и свою жизнь», постепенно, по 15-20 минут подводить к режиму детского сада. Надо заранее планировать, когда по времени будете приходить в детский сад, заранее приноровиться к тихому часу, спросить у воспитателей – какой режим в детском саду, какие особенности, и стараться уже дома выполнять все правила детского сада.
Отдельное внимание уделите укладыванию спать. Не укладывайте ребенка спать с мамой, маме можно почитать сказку ребенку, побыть рядом, но стараться, что бы ребенок засыпал самостоятельно. Возможно, будет лучше укладывать ребенка спать с мягкой игрушкой, которую в будущем, если ребенок плохо засыпает, можно будет взять с собой в детский сад, и попросить воспитателя, чтобы эта игрушка «сопровождала» ребенка в кроватке. В обстановке детского сада, когда ребенок ложиться спать и видит высокий потолок и большие люстры все, это может вызывать у ребенка страх, а игрушка, которую вы принесете заранее из дома, «заменит» ему маму. Это очень хороший прием привыкания.
Также важно перед тем, как идти в детский сад, отучить ребенка от подгузников, сосок, кормления грудью и, по возможности, научить ребенка пользоваться ложкой и кружкой.
От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Однако, если это еще не произошло, то можно предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали подгузник на прогулку. Учитывая, что прогулки, как правило, 1 -1,5 часа, а ребенок не в состоянии иногда выдержать это время, что бы не ходить в туалет, то часто воспитатели соглашаются, чтобы на прогулку на ребенка надевался подгузник. Главное, чтобы использование подгузника – была временная мера предосторожности.
Детей постарше, приучая к садику, лучше приводить на прогулку, после завтрака, когда в группе прошли все занятия. Первое время ребенок ходит на прогулку и заходит в раздевалку не с утра с большим количеством взрослых людей, а с теми детьми, с которыми он будет дальше находиться в группе.
На прогулке ребенка легче отвлечь и привлечь к какому-то виду деятельности. Мамочка в это время уходит, предварительно с утра предупредив ребенка, что он останется один. Ребеночек спокойно заходит в группу, садится, раздевается, кушает и потом, к назначенному времени приходит мама.
На первый день обычно ребенку хватает самой прогулки, на второй день, если ребенок захотел пойти в группу он идет, затем – кушать. Если же ребенок не захотел кушать, не надо его обременять. И так дальше, время препровождения в садике удлиняется.
Как только педагог видит, что этот режимный момент ребенок прошел, следуем дальше. После обеда переодеваемся в пижаму, ложимся спать. Если в этот день ребенок лег в кровать и закапризничал, заплакал, педагог звонит маме. Вы идете домой, и там ложитесь спать. Все происходит поэтапно, не раня психику ребенка.
За ребенком родителям лучше приходить в разное время, что бы ребенок не привык и не сидел и не ждал, что вот-вот должна придти мама. Хотя бы первое время, пока ребенок не привыкнет, приходите в разное время.
Одежда и обувь в детском саду
- Одежда ребёнка должна быть удобной, опрятной и безопасной
- Для прогулок — одежда, соответствующая сезону и погоде
- Для занятий в группе — 2 комплекта удобной тонкой одежды. Узнайте у воспитателя, насколько тепло в группе
- Для тихого часа — пижама
- Для спортивных занятий — шорты, футболка, носки, чешки
- Обувь — с фиксированной пяткой, без каблука, удобная для самостоятельного переобувания.
Здоровье ребёнка
До начала посещения детского сада родители должны представить медицинскую карточку по форме № 026/у-2000, включая последние результаты медицинского обследования и данные о прививках, аллергии и хронических заболеваниях
Когда ребёнка не допустят до занятий
- Температура выше 37º
- Кашель. Если кашель появился в течение дня, ребёнка не допустят к занятиям на следующий день
- Насморк
- Красное горло
- Хрипы в лёгких
- Сыпь
- Отсутствие справки от педиатра после отсутствия ребенка в детском саду дольше 3 дней
При аллергическом кашле или насморке необходимо предъявить справку от аллерголога — тогда ребёнка допустят к занятиям Врач в детском саду осматривает детей 2 раза в неделю. При выраженных симптомах любого заболевания врач не допускает ребёнка в сад
Если ребёнок почувствовал себя плохо в течение дня, воспитатель позвонит вам, чтобы его забрали домой. До прихода родителей заболевший ребёнок будет находиться под присмотром медработника. В экстренных случаях ребёнок может быть отправлен в больницу
Если ребёнок заболел, сообщите об этом в детский сад ранним утром. При выявлении у него инфекционной болезни, например ветрянки, обязательно сообщите об этом воспитателю, чтобы администрация могла предупредить других родителей
Не давайте ребёнку с собой в сад какие-либо лекарственные препараты
Мероприятия и праздники
Основные открытые мероприятия в течение учебного года — это "праздник Осени", новогодний утренник в декабре, "праздник к 23 февраля", "праздник мам 8 марта" и выпускной концерт в мае. Они проводятся в присутствии родителей. Остальные праздники обычно проводятся без зрителей
В детском саду всегда готовы отметить дни рождения детей. Сообщите администрации или воспитателю, что хотите отметить день рождения своего ребенка и согласуйте порядок его проведения
Безопасность
Не разрешайте детям открывать двери или калитку игровой площадки даже в сопровождении взрослых. В детском саду детей приучают к тому, что двери могут открывать только взрослые.
Наши требования для безопасного и комфортного пребывания ребенка в детском саду:
1. Родители должны передавать детей лично воспитателю. Нельзя без ведома воспитателя забирать детей из детского сада, а также поручать это детям, подросткам в возрасте до 16 лет, лицам в нетрезвом состоянии.
2.О предстоящем отсутствии ребенка, его болезни родитель обязан проинформировать администрацию или медсестру ДОУ.
Каждый родитель обязан сообщить о предстоящем выходе ребенка в детский сад, независимо от того, сколько дней он отсутствовал, до 12.00 предыдущего дня администрации ДОУ.
3.Ребенок, не посещающий детский сад более четырёх дней, должен иметь справку от врача, при возвращении после более длительного отсутствия (отпуска), предоставляется справка о состоянии здоровья ребенка.
4. Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.
5. Родители должны приводить ребенка в детский сад здоровым и информировать воспитателей о каких-либо изменениях в состоянии здоровья ребенка дома.
6. Приводить ребенка в опрятном виде, чистой одежде и обуви; иметь: сменную обувь, сменную одежду, спортивную форму, комплект сменного белья для сна (пижама), два пакета для хранения чистого и использованного белья;
7. Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в детский сад острые, режущие, стеклянные предметы, а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки и другие лекарственные средства.
8. Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку, лакомства.